БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ, ОСОБЕННО В ГОЛОЛЕД!
Зима – время повышенного травматизма. Причиной часто служит гололед, раннее наступление темноты, скользкая обувь. При наступлении зимы, с выпадением первого снега частота обращений за помощью в медицинские учреждения по поводу травм увеличивается в 2-3 раза. В зимний период преобладают ушибы и переломы костей (около 15%), вывихи (около 10%). Ухудшение состояния проезжей части сказывается на увеличении частоты дорожных происшествий и росте числа пострадавших. Согласно статистическим данным на зимний травматизм приходится до 15-18% заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Основной причиной травматизма зимой является банальная спешка. Многие не замечают льда, припорошенного снегом, в результате чего падают и получают различные травмы.
Кроме того, значительная часть травм связана с общественным транспортом . Поскальзываются и падают как при входе в автобус или троллейбус, так и при выходе из него. Особенно опасными могут быть падения на скользких ступеньках. Дети и молодежь любят прокатиться с разбегу на скользкой дорожке, горке. В таком случае обычно отделываются ушибами. Наиболее часто, в порядке убывания, встречается перелом лучевой кости в типичном месте, переломы лодыжек и ключицы, ушибы плечевой кости, переломы костей голени и повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного суставов, черепно-мозговые травмы.
Переломы конечностей возникают из-за того, что, падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и падает на нее весом собственного тела.
Особенно часто переломам подвержены люди пожилого возраста из-за возрастных особенностей их скелета (повышенная хрупкость костей, меньшая эластичность связок и мышц). Даже небольшой удар может вызвать переломы конечностей, ребер, позвоночника, а также тяжелую своими последствиями травму – перелом шейки бедренной кости. В 95% случаев этот перелом встречается у женщин.
Людям пожилого возраста без надобности в «скользкую» погоду из дома вообще не выходить, следует отложить поездки, походы в магазин и во всевозможные инстанции. Эти же рекомендации должны соблюдать и беременные женщины.
В гололед лучше остаться дома, ну а если необходимо выйти на улицу, то надеть максимально удобную обувь на плоской подошве, избегать спешки, обходить опасные участки; при выходе из общественного транспорта или спуске по лестнице обязательно держаться за перила или попросить прохожих о помощи.
Отягощающим фактором травматизма является состояние алкогольного опьянения, сопровождающее травмы почти в 30% случаев. В зимний период алкогольное опьянение может стать непосредственной причиной не только переохлаждения, отморожения кистей и стоп, но и замерзания при относительно небольших морозах.
Чтобы снизить риск падения при гололеде, необходимо соблюдать следующие правила:
- носить обувь желательно на плоской подошве или на низком каблуке;
- можно прикрепить к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря, лучше подойдет обувь с рифленой подошвой;
- в гололедицу ходить нужно по-особому – как бы немного скользя, словно на маленьких лыжах, наступать на всю подошву;
- внимательно смотреть под ноги;
- идти желательно как можно медленнее. Важно помнить: чем быстрее Вы идете, тем больше риск упасть;
- женщинам на время гололеда не стоит ходить в обуви на высоких каблуках;
- если вы носите длинное пальто или шубу, следует обязательно приподнимать полы одежды, когда выходите из транспорта или спускаетесь по лестнице;
- не ходить очень близко к стенам зданий – с крыши может упасть сосулька или кусок затвердевшего снега.
Как нужно падать «правильно»?
Если чувствуете, что потеряли равновесие, попытайтесь упасть с наименьшими потерями:
- при падении нужно сгруппироваться – это уменьшит силу удара о лед; постараться присесть – уменьшится высота падения;
- в момент падения необходимо напрячь мышцы – отделаетесь ушибом;
- безопасней всего падать на бок, так можно обезопасить таз, позвоночник и конечности;
- падая вперед, голову лучше втянуть в плечи, локти прижать к бокам, спину выпрямить, ноги слегка согнуть; ни в коем случае нельзя приземляться на выпрямленные руки;
- при падении на спину прижать подбородок к груди;
- если падаете со скользкой лестницы, постараться прикрыть лицо и голову руками. Не пытаться затормозить падение, это увеличит риск переломов.
При получении травмы необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи или при возможности самостоятельно обратиться в ближайшее медицинское учреждение. Самостоятельно или с помощью окружающих создать условия неподвижности для поврежденной конечности при помощи подручных средств. Обойтись без консультации врача можно только в случае легкого ушиба. Достаточно к больному месту приложить холод.
При занятии зимними видами спорта используйте защитные средства – налокотники, наколенники, шлемы. Обучите своего ребенка безопасному катанию на лыжах, коньках и санках. Взрослые должны уметь оказывать первую помощь ребенку. Во время новогодних праздников, хочется предостеречь от вероятности получения травм в результате использования многообразных пиротехнических изделий, которые нередко становятся причиной очень тяжелого ожога или даже смертельного случая.
Итак, основной способ профилактики травм зимой – это:
- осмотрительность и осторожность при передвижении по тротуарам и дорожкам, пешеходным переходам на мостовой, особенно при наличии снежных заносов и гололеда;
- правильно подобранная, соответственно погодным условиям, одежда и обувь;
- соблюдение правил безопасного поведения при занятии зимними видами спорта и играми, не оставлять детей без присмотра;
- соблюдение правил дорожного движения.
Водители транспортных средств должны проявлять повышенное внимание, соблюдать скоростной режим и максимально внимательно относиться ко всем участникам дорожного движения!
Во время гололеда держитесь подальше от проезжей части и ни в коем случае не перебегайте ее! Тормозной путь у автомобилей в это время значительно увеличивается. А потому будьте особо внимательны при переходе улицы, особенно в начале движения. На остановке стойте подальше от края дороги, чтобы не поскользнуться и не попасть под колеса автобуса.